Создание веб-сайта компании
Профессионализм в строительстве веб-сайтов.

Руководство поручило вам организовать создание веб-сайта компании (или переделку существующего). Вам еще не приходилось выполнять подобной работы. Что делать, с чего начать?

В первую очередь вам необходимо разобраться, для каких целей нужен этот сайт (укрепление имиджа компании, привлечение новых клиентов, обеспечение дилеров оперативной информацией, расширение сервиса для клиентов и т.д.) и каким образом эти цели будут достигаться.

Четко сформулированные цели позволят вам создать документ под названием ТРЕБОВАНИЯ, который будет описывать требования к сайту, а затем документ под названием ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКАЦИЯ, в котором будет записано, как эти требования должны быть реализованы в вашем веб-сайте.

ТРЕБОВАНИЯ
Для повышения результативности и качества выдвигаемых требований к сайту воспользуйтесь следующими рекомендациями.

Анализ существующего сайта (если он есть).
Начните с анализа существующего сайта вашей фирмы (наличием фирменного сайта теперь уже никого не удивишь!). Посмотрите на свой сайт и задайте себе несколько вопросов. Почему я хочу изменить его? Что в этом сайте хорошего, а что плохого? Эта информация поможет вам сформулировать требования к новому сайту.

Анализ сайтов конкурентов.
После проведения анализа старого сайта можете приступить к анализу сайтов своих конкурентов. Составьте список компаний конкурентов, если их мало добавьте те компании, которые прямо не конкурируют с вами, но предлагают продукцию/услуги близкие вашим.

Иногда полезно изобразить таблицу, отображающую функциональность анализируемых сайтов. Постарайтесь понять, почему ваши конкуренты представляют на сайте ту или иную информацию, что это им дает, и стоит ли использовать что-то подобное на своем сайте. Этот анализ позволит вам уточнить и расширить требования к новому сайту и быть уверенным, что ваш сайт вполне конкурентоспособен.

Мозговой штурм.
После формулирования требований на основе анализа информации о своем сайте и сайтах конкурентов необходимо придумать, что-то такое, чего еще не было ни у вас на сайте, ни у конкурентов. Лучше всего это делать, используя методику мозгового штурма. Цель этого штурма - расширение привычных границ мышления по стереотипу (сделать, как уже было сделано кем-то).

Очень полезно стать на позиции тех категорий пользователей, на которых рассчитан ваш сайт (клиенты вашей фирмы, ваши потенциальные клиенты, студенты, журналисты и т.п.) и попытаться представить себе, что бы они хотели получить от вашего сайта. Старайтесь мыслить совершенно свободно. Любая глупая, на первый взгляд, идея при тщательном рассмотрении может оказаться очень интересной. На этом этапе вы сможете развить требования к сайту таким образом, что он заметно вырвется вперед по сравнению с конкурентами.

ИНФОРМАЦИОННАЯ АРХИТЕКТУРА
Крайне важно, чтобы пользователям вашего сайта было удобно перемещаться по нему и легко получать необходимую им информацию.

Информационная архитектура это как раз и есть способ организации и представления информации. На сколько бы прекрасным не было содержание вашего материала на сайте, но если посетителю приходится долго его искать, то грош ему цена.

Структурирование информации
Когда вы окончательно решите какой материал будете выкладывать на сайт, наступит пора структурировать эту информацию. Делается это путем разбиения информации на логические группы. Эти группы станут основой для создания навигации на вашем сайте.

Какие критерии использовать при структурировании информации? Можно порекомендовать, например, следующие четыре ключевых момента:

Можно структурировать информацию по ее типу, а уже внутри образовавшихся групп организовать ее по важности или по последовательности использования и т.п. Заглавная страница - лучшее место для размещения наиболее часто используемой информации.

Тестирование структуры сайта.
Разработанную вами структуру сайта лучше всего проверить с помощью признанных в этой области специалистов. Конечно, это стоит денег и, если в бюджете на разработку сайта на эти цели не было заложено средств, то можно кое-что сделать своими силами. Для этого необходимо изобразить на листе бумаги навигацию сайта, пригласить своих коллег (друзей, знакомых) и задать им несколько вопросов, о том, как они смогут найти ту или иную информацию на вашем сайте. Ответы на поставленные вами вопросы помогут вам разобраться насколько интуитивно понятна и проста структура вашего сайта. Если позволяет время, то можно изготовить прототип сайта (без графики) и провести аналогичные тесты на нем. Все эти тесты должны дать вам информацию о структуре сайта.

ЗАГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
Заглавная страница или первая страница это лицо вашего сайта. И если это лицо дружелюбно, симпатично, открыто и привлекательно, то у вас много шансов, что сайт будет посещаем. Неудачная заглавная страница может легко отвадить от вашего сайта всех посетителей. Заглавная страница одна на всем вашем сайте. Очень важно как можно больше времени и внимания уделить ее разработке.

НИСПАДАЮЩИЕ МЕНЮ
Очень часто в навигации сайта используют ниспадающие меню. Мы рекомендуем делать это с крайней осторожностью. Почему? - спросите вы. Дело в том, что при большом количестве выскакивающих меню с длинным списком выбора невозможно охватить в целом навигацию по сайту. Вы открыли один список, пробежали по нему взглядом. Открыли следующий (первый, конечно, исчез), пробежали по нему взглядом. Открыли третий - стоп, стоп, стоп! Многие ли из вас запомнили, что было в первом списке?

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКАЦИЯ
Предыдущие этапы обеспечат вас информацией необходимой для документирования вашего сайта. Тщательно проработанная документация позволит вам без проблем построить сайт. Нет ничего опаснее, чем попытка создания сайта без четких определений и описаний.

Функциональная спецификация должна включать диаграммы демонстрирующие страницы в каждом основном разделе с детальным описанием каждой страницы (ее содержимое, ссылки и т.п.). Каждую страницу необходимо пронумеровать, чтобы потом легче было отслеживать степень готовности сайта.

ВИЗУАЛЬНЫЙ ДИЗАЙН
Очень часто визуальный дизайн ошибочно представляется как некий вид косметики. На самом деле визуальный дизайн вашего сайта так же важен, как и его информационная архитектура.

Фирменный стиль
Многие компании имеют стандарты на оформление и размещение логотипа, как и где можно его размещать и, как и где нельзя, описание цветовой гаммы, используемой при оформлении рекламных материалов. Эту информацию необходимо обязательно учитывать при разработке визуального дизайна сайта.

Информационное кодирование.
Визуальный дизайн может быть использован для того, чтобы усилить различие между разделами вашего сайта. Например, если ваша компания состоит из нескольких бизнес-единиц, вы можете использовать разные цвета на сайте для каждой бизнес-единицы. Различные цвета можно так же использовать для разграничения различной информации на страницах (особенно на заглавной странице, так как она часто содержит большое количество различной информации).

Различные виды информации могут быть даны различным цветом, информацию разной важности можно выделить разными заголовками (простым текстом или имиджем, например). Иконки, фотографии, иллюстрации, игра со шрифтами все это можно использовать, для того чтобы помочь пользователю легко ориентироваться на вашем сайте.

СОЗДАНИЕ ТЕКСТОВ ДЛЯ ВЕБ-САЙТА
Несколько слов об информационном наполнении вашего сайта. Кажется, чего проще, берем текст из имеющихся буклетов, рекламных листовок и размещаем его на сайте. Стоп! Этого делать нельзя ни в коем случае.

Дело в том, что интернет это особая медийная среда. Все те способы подачи информационного материала, рекламы, которые хорошо работают в газетах, журналах и других печатных изданиях не подходят для интернета.

Читать с экрана монитора, разрешение которого не превышает 100 dpi (для лучших моделей), очень утомительно (для сравнения, современный лазерный принтер печатает с разрешением 600-1200 dpi). Исследования специалистов показали, что чтение текста на экране монитора происходит на 25% медленнее, чем чтение печатного текста. Поэтому рекомендуется сокращать текст, подготовленный для печати, как минимум на 50%.

Кроме того, текст необходимо разбить на небольшие абзацы, отделяя их друг от друга пустыми строками. Рекомендуется использовать подзаголовки и маркированные списки. На одном экране должно располагаться не более 100 слов. Если вам необходимо разместить на сайте текст большого объема, разбейте его на несколько страниц. Скроллинг (прокрутка текста) часто раздражает пользователей.

Тщательно проверяйте тексты на отсутствие орфографических ошибок. Ошибки в тексте замедляют скорость чтения, а также могут вызвать неясность. Кроме того, ошибки вызывают раздражение у пользователей.

Ну вот, тексты готовы. А как оценить ваши упражнения в литераторстве? Проще всего, и это было бы самым правильным, пригласить специалистов (редакторов) и отдать им ваши тексты на "растерзание". Конечно, такой способ стоит денег, а ваше руководство может отказать вам в финансировании этой работы. Что же делать?

Не отчаивайтесь. Можно воспользоваться методом автоинтервью, т.е. проинтервьюировать самого себя. Прежде всего, создайте набор вопросов, ответы на которые помогут вам оценить свою работу. Можно взять за основу следующий вариант:


Петр Нестеров

Распечатано с www.pele.spb.ru