Искусство Кавказа




ПРЕССА

КОНИ В ЯБЛОКАХ

«АиФ Северный Кавказ» выпуск 51 (899) от 22 декабря 2010 г.
Елена ЕВДОКИМОВА

Возможно, много-много столетий назад из похожего сосуда-коня наливали студеную родниковую воду наши далекие-далекие пращуры… По крайней мере, схожие фигурки глиняных животных можно отыскать в майкопской и кобанской культурах, да и в данных Хеттского царства, откуда (есть мнения) нити ведут на Северный Кавказ…

Глиняная… отара

Свою первую лошадку Руслан Тхазаплижев вылепил из пластилина года в три. В его детских руках податливый материал превращался то в козлика, то в барашка. Бегал в кружок к Екатерине Кардановой — учила, привечала талантливого мальчишку. Его как-то в Тулу снарядили — на конкурс всероссийский, посвященный Льву Толстому.

«Я тогда отряд Дениса Давыдова изобразил, так мне нравилось лошадей рисовать», — рассказывает Руслан. Сколько себя помнит — всегда лепил, рисовал. Надо же, качала головой бабушка, весь в деда Адама. Тот мастеровой был, рукодельный.
— Есть у адыгов пословица: «С рук золото сыплется». Точно про деда моего, руки у него действительно золотые, за что не возьмется, — говорит Руслан.

Народная мудрость про умельцев-самородков вполне и к нему применима, только на эту тему он разговор поддерживает с неохотой. Называет себя безо всякой помпы — просто художник-прикладник. Лет 7 назад, перелопатив гору литературы об археологических находках юга России и Малой Азии, начал создавать уникальных животных — словно голос предков услышал. Своих небывалых коней с причудливо изогнутыми гривами, ласковых овечек и козликов-непосед он делает из глины, но застывшими они никак не кажутся. Вот-вот повернет голову эта сказочная лошадь-красавица, а барашек встанет с колен и встряхнет головой.

Три источника

Такой керамической анималистики на Северном Кавказе не делает никто, но Руслан упорно отказывается признавать ее уникальность. «Каждый человек и каждое творение его рук уникальны, — с истинно кавказской мудростью терпеливо объясняет он. — Я всего лишь продолжаю то, что делали мои предки тысячи лет назад», — Тхазаплижев медленно пожимает плечами и гладит черно-лощеного богатыря-бычка.

Эта техника обжига применялась на Северном Кавказе давным-давно, Руслан говорит, что печь для нее законопачивали наглухо, чтоб не допустить кислород. И сажа впитывалась в поры фигурок, посуды, кувшинов. Так они получали черный цвет — керамика становилась гладкой, действительно лощеной. Среди вылепленных Русланом животных они словно аристократы, эдакие гладкие красавцы. Что ничуть не умаляет достоинства трогательных коней и баранов, украшенных нитью росписи. Традиционные кавказские промыслы — инкрустация оружия, обработка дерева и кожи, но Руслан уверен, что и такая «животная» керамика — тоже. Ведь глину обжигали на территории региона тысячелетия до нашей эры. Что значит для жителей Северного Кавказа домашний скот, и какое к нему было отношение с древности, нашло свое отражение и в народных промыслах. Тхазаплижев смог придать этой теме такую простую и одновременно причудливую форму воплощения, объединив рассказы своих бабушек о традициях адыгов, собственное знание истории и наблюдения за археологическими находками. Они-то, по его словам, стали основным толчком к главному делу его жизни — созданию керамического мира животных. За эти годы он вылепил не один табун славных лошадок, а отары его барашков путешествуют по всему миру.

— Для меня важнее всего, что люди понимают — это истинно кавказские фигурки, они узнаваемы и несут связь с историей, корни которой во временах еще до нашей эры, когда человеку так близок и понятен был мир природы, — говорит мастер.

Руслану горько, что жители Северного Кавказа так редко интересуются своей историей, о том, что было 200–300 лет назад, знают мало, а уж об эпохах доисторических и вовсе — мизер. Речь не о специалистах, погруженных в тему, а о наших современниках, обычных людях. Так быть не должно, необходимо как можно больше знать о родных местах, о том, как складывалось и развивалось в этих местах общество, откуда и куда двигались люди, чтобы мы в конце концов стали такими, какие мы есть. И почему у живущих в регионе такие традиции…

ДРЕВНЕЙ ГЛИНЫ ВОЛШЕБСТВО

Guberniya.ru
Валерия ПЕРЕСЫПКИНА

В рамках фестиваля декоративно-прикладного искусства, который проходит сейчас в Ессентукском краеведческом музее, вниманию жителей и гостей города-курорта представлена удивительная по разнообразию материалов и образов выставка «Древней глины волшебство» 14 авторов из Пятигорска, Ростова, Невинномысска, Симферополя, Нальчика и Сочи.

Целый мир мифологических и народных образов, старинных музыкальных инструментов, посуды по древнегреческим образцам и многого другого не может не восхитить своей оригинальностью и эксклюзивностью. Мастер Руслан Тхазаплижев из Нальчика привез на выставку работы, которые изготовлены с соблюдением технологии, имеющей более чем трехтысячелетнюю историю. Его изделия скопированы с древней посуды предков народов Кавказа, извлеченной из археологических раскопок. Невинномысский художник Зоя Козловская давно известна на Ставрополье своими произведениями в технике горячей эмали. Ее расписные птицы и невиданные звери, кряжистые богатыри и статные русские красавицы, необычные рыбы и ажурные бабочки возвращают зрителей в сказочную страну детства.

Художник-керамист и музыкант Олег Захаров из Ростова-на-Дону создает из глины музыкальные инструменты окарины (в переводе с итальянского «гусенок») с очертаниями головы гуся, а также пишет музыку для старинных инструментов, которая звучит в спектаклях, в заставках телесериалов, в документальных фильмах. Еще один ростовчанин Иван Некрасов увлекается коллекционированием античной расписной керамики и изготавливает точные копии глиняных сосудов Древней Греции. А Леонид Корсун, проживающий в Симферополе, представил на суд зрителей настоящую чернолаковую посуду, созданную опять-таки по древнегреческим образцам, и затейливые свистульки.

Раздел экспозиции, где показаны керамические произведения участника более 50 всероссийских и международных выставок мастера из Сочи Юрия Новикова, привлекает особое внимание. От его расписной высокохудожественной майолики невозможно оторваться. Юрий Новиков известен и как большой пропагандист искусства керамики. Он построил творческую мастерскую с полным технологическим циклом - от сырьевого карьера до готового изделия, организовал частный музей керамики и живописи, где проводит выставки, экскурсии, мастер-классы. В 2006 году его выставочный зал, который является достопримечательностью Сочи, украсила шестиметровая изразцовая печь, выполненная в традициях дворцовых печей петровского времени. Это самая высокая изразцовая печь в мире, что подтверждено дипломом и золотой звездой Книги рекордов России и номинацией в Книгу рекордов Гиннесса.